Глазачев умел подчеркнуть особенности характера снимаемого Не перелистывали бы мы сейчас семейные альбомы, не выкладывали бы столько фото в социальные сети, если бы не большое желание закрепить изображение на экране камеры-обскуры и многочисленные опыты француза Дагера, увенчавшиеся в итоге успехом. Он получил изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида: они делали ее чувствительной к свету. Визитные, кабинетные, комнатные По словам эксперта, в 1860-е в фотографию приходит тиражированное производство. Почти все портретные съемки производились при натуральном дневном свете. Необходимость производить съемку при сильном естественном освещении обусловила и время работы — первая половина дня, как правило, с 10 до 15 часов. В 1880-е в фотографических ателье стали использовать электрическое освещение, что позволило добиться большего эффекта и мягкости освещения, производить фотосъемки в вечернее время и в любую погоду. В 1890-е годы уже наладилось промышленное производство фотографических материалов. А в 1910-е годы в области фотодела распространилось фотографирование со вспышкой. — Старые фотографии, как правило, располагались на специальных картонных бланках — паспарту — розового, голубого, черного и белого цветов. Под изображением или на обороте фирменных бланков помещался целый калейдоскоп медалей. Медали рассказывали о том, в каких городах и когда проводились выставки, какими они были по значимости и в какой из них мастер экспонировался и отличился. Конец 1870-х годов отмечен распространением новой моды в фотографии — «комнатных» портретов, изображавших, как правило, модель в рост, — рассказывает Светлана. — Для проведения фотосъемок в ателье имелись стандартные наборы мебели: мягкие кресла, пуфы, балюстрады или лесенки из двух-трех ступенек. А для создания фона использовали так называемые задники, пришедшие в фотографию из театрально-декорационного оформления, чаще всего однотонные с элементами живописи. Вспышки под цензурой Известно, что владельцы фотографических заведений подчинялись правилам Ремесленного устава и обер-полицмейстеру. Фотографические заведения были подчинены общим правилам для типографий. Кстати, по отношению к светописи в то время существовал термин «заниматься фотографическим ремеслом». Закон о печати от 6 апреля 1865 года коснулся всех фотографических ателье России. Их владельцы обязаны были обозначать на выпускаемой продукции свое имя и адрес заведения. Для этих целей использовались фирменные паспарту или штампы. Также вся фотопродукция подвергалась цензуре. Для чего два экземпляра каждого из снимков оставались в фотоателье для дальнейшего представления полицмейстеру. — Ведущим центром развития фотодела в Новгородской губернии, естественно, являлся губернский центр. Одним из первых фоторемеслом здесь занялся рижский гражданин Ильмар. Разрешение на открытие заведения было выдано в 1866 году. Просуществовало оно более 20 лет: до 1886 года. Дела вел сам Ильмар, после его смерти — вдова Вера Ивановна Ильмар, — вводит в курс дела Светлана Львовна. — В начале XX века фотоуслуги предоставляли Алексеев, Быков, Краснов, Моржицкий, Неелова. Есть сведения о деятельности в 1880 годах в Новгороде фотографического заведения художника Оже. Предположительно, это издатель известного в Петербурге журнала «Светопись», издававшегося в 1850–60-е годы. Днём рождения фотографии принято считать 19 августа 1839 года, когда знаменитый французский учёный Доменик Француа Араго доложил на особом заседании Парижской академии наук и Академии художеств об открытии Дагера Семейное дело В том же году открылось его заведение на Знаменской улице. Летом Глазачев выезжал для работы в Старую Руссу на курорт. На фирменных паспарту часто встречается надпись: «Фотография А. Глазачева. Новгород и Старая Русса». Помимо портретов он снимал памятники «археологической старины», архитектуры и интерьеры церквей. Фирма Глазачева издает альбомы «Виды Новгорода», куда могли входить как его собственные снимки, так и снимки других мастеров, открытки. После смерти Алексея Федоровича Глазачева дело продолжили его невестка Анна Николаевна и сын Петр Алексеевич. Семейный фотобизнес просуществовал до марта 1930 года. Велькин и К0 В Боровичах имел отделение и тверской фотограф Семен Дмитриевич Кринский. Разрешение на открытие заведения здесь было выдано Новгородским Губернским правлением в 1896 году. Большой популярностью в Боровичах пользовалось фотографическое заведение Шевелева. Его деятельность началась в конце XIX века и продолжалась до начала Великой Отечественной войны. Он запечатлел администрацию завода «Вахтер и К0», членов Добровольного пожарного общества, участников строительства Летнего театра в Боровичах в 1924 году. Помимо портретов Шевелев занимался пейзажными съемками, издавал открытки с видами Боровичей и его окрестностей. Надо отметить, что фотографическое дело успешно развивалось и в других городах губернии. Заметным центром в области развития этого ремесла были, например, Старая Русса, а также Крестцы. Ещё фотоателье открылись в Устюжне, Череповце, Кириллове, Белозерске, Тихвине, посаде Малая Вишера и на станции Окуловка. Но недолог был век частных фотоателье. В двадцатых годах прошлого столетия они обезличиваются, и вместо именных заведений создаются профессиональные артели. Не избежал этого процесса и наш город. Например, на базе ателье семьи Глазачева создается первая Новгородская артель фотографов. Но это уже совсем другая история. Елена ТЮШИНА
http://novved.ru/2011-09-23-11-20-29/21311 |
Н О В Г О Р О Д - Р Е Т Р О
персональный сайт
персональный сайт
Нет комментариев
Добавить комментарий