Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Зарегистрировать домен .RU/.РФ за 140 рублей

Статьи

Дом для фотографии из темной комнаты – в выставочный зал.

 

 

17 июня в Великом Новгороде произошло событие, которое можно с полным правом назвать знаменательным. В центре «Диалог» был открыт Новгородский Дом фотографии. Слово «дом» в названии даже символично. Ведь дом – это место, где общаются близкие люди. И здесь будут разговаривать: разговаривать о фотографии, и посредством фотографии. Здесь будут учить ловить мгновения. Уникальные и неповторимые.

У истоков светописи

Как же начинался отсчет истории фотографии? 7 января 1839 года Академия наук в Париже собралась на очередное заседание. Астроном и физик Луи-Франсуа Араго представил новый процесс воспроизведения изображений, получаемых «механическим» путем в приборе, похожем на приспособление, известное как «камера обскура» (в переводе с латыни – «темная комната»). Этот прибор с XVI в. использовался художниками в качестве своего рода рисовальной машины. Араго сообщил, что уже полученные изображения отличаются, несмотря на отсутствие красок, такой четкой проработанностью деталей, которая вряд ли по силам самому искусному рисовальщику. Перечислив возможные сферы применения новинки, Араго призвал французское государство поскорее приобрести у изобретателя по имени Жак-Луи Манде Дагер права на его детище, окрещенное дагеротипом.

Впервые способ закрепления изображения, которое получалось в камере обскуре, нашел в 1820-х годах Жозеф Нисефор Ньепс, использовавший для этого посеребренную медную пластинку, покрытую слоем светочувствительного асфальтового лака. Позже он заключил договор с Дагером о совместной работе по усовершенствованию изобретения. Дагер не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной. В течение 1839 года, когда стало известно о его технологии, его имя и его разработки стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность.

Стоило людям узнать про «вечное зеркало, полностью сохраняющее отпечатки», как они поспешили увлечься новинкой, хотя высокие цены на фотооборудование и препятствовали широкому вхождению новшества в повседневный обиход. Дагеровы изображения, демонстрировавшие такие качества, как четкость, достоверность и подробность, легко соблазнили общественное воображение. И само слово «дагеротип» снискало головокружительный успех.

Служанка или царица?

Как оценивать фотографию – как скромную прислужницу искусств или же как часть самого искусства? Этот вопрос, возникший в XIX веке, обеспечивал пищей для размышлений многие умы. И даже сегодня сложно однозначно ответить на него. С одной стороны, технические возможности сейчас настолько велики, что, приобретя хорошую фотокамеру и просто нажав на кнопку в режиме «авто», можно делать вполне себе приличные снимки. По крайней мере, для личного архива, без претензии на высокие материи. Но однажды наступает момент, когда возникает живой интерес к куче кнопочек и настроек, и знакомыми становятся слова «выдержка», «экспозиция», «диафрагма»... И уже хочется и кадр выстроить получше, и сюжет найти поинтереснее, и на свет внимание обращаешь – мастерство начинает потихоньку расти.

В наши дни фотоаппарат имеется почти в каждом доме. Многие умеют хорошо фотографировать. Ежедневно тысячи фотографов-профессионалов снимают миллионы людей. Буквально каждый человек оставляет свое фотографическое изображение. Весь человеческий опыт показывает, насколько ценными могут оказаться, казалось бы, совершенно обыденные, протокольно снятые «фотокарточки», запечатлевшие самых различных людей. В фотографиях – наша история, бесценный след человека на Земле!

Действительно, профессия фотографа, которому необходимо постоянно вступать в творческий контакт с множеством разных людей, чрезвычайно интересна, сложна и ответственна. От того, как будут запечатлены на снимках наши современники, зависит то, какой будет грандиозная портретная галерея, создаваемая их повседневным трудом. Это одновременно и работа, и настоящее искусство, тонкостей в котором ничуть не меньше, чем в живописи или музыке.
– Фотография – это, пожалуй, самый простой способ творческой самореализации. И этот простой способ позволяет делать по-настоящему великие вещи, – сказал на открытии Новгородского дома фотографии известный новгородский фотожурналист Александр Орлов. – Хочется пожелать этому дому стать уютным домом для всех фотографов. И чтобы имена новгородских фотографов стали интересны за пределами нашего города. Фотографировали все и всех

Подобные дома есть разве что в крупных городах, да и то не во всех. Так, например, в Москве Дом фотографии вырос до уровня Музея визуальных искусств и мультимедиа. Существуют фотомастерские в Санкт-Петербурге, а также знаменитый фотографический музей – Дом Метенкова в Екатеринбурге. Теперь Дом фотографии есть и в Новгороде. И это событие было долгожданным и радостным, ведь в нашем городе множество именитых фотографов, получивших призы на различных Международных конкурсах и фотовыставках. И до недавнего времени все они находились в разрозненном состоянии. Каждому из них приходилось пробиваться своей дорогой, собственными силами и средствами. Теперь в Новгороде появилось место, которое станет по-настоящему объединяющим домом для всех, кто неравнодушен к искусству фотографии.

В день открытия уже на входе становилось понятно, что ты пришел в фотографическое царство: каждому из пришедших (большое число которых, кстати, удивило даже организаторов) вручалась фотография на память, а в самом выставочном зале практически не было людей без фотоаппарата. Все фотографировали буквально всех.

Программа открытия включала в себя электронную экспозицию работ участников фотоклуба «Мы», просмотр старых диафильмов, забавное фото на память. Для особо увлеченных натур проводился мастер-класс проекционной печати, благодаря которому все желающие получили возможность стать свидетелями волшебного процесса проявления фотографии.
– Дом фотографии в настоящий момент работает в таком виде: образовательная структура, авторская школа-студия и творческая структура – фотоклуб «Мы». В дальнейшем планируются, во-первых, сменные выставки (новгородские и зарубежные экспозиции), во-вторых, мастер-классы – и не только местных фотографов, – сообщил руководитель фотоклуба «Мы» Андрей Колодин.

Штрихи, зарисовки, фрагменты

Первая выставка «ФотоГраф», которая экспонируется в Новгородском Доме фотографии, посвящена первому профессиональному новгородскому фотографу Алексею Глазачеву. В основной массе это портреты людей, сделанные в разное время – лица, лица, лица... Новгородцы, наши с вами земляки, а может быть, и родственники. Лица разные, сосредоточенные, словно понимающие, что фотографируются на века, чтобы познакомиться с нами спустя столетие. Вот сидит ребенок, семья в полном составе, вот священнослужитель, а вот юноша в военной форме. Есть даже фото собачки – кто-то сфотографировал своего любимца. И это лишь малая часть огромного наследия Глазачева, которое по скромным подсчетам составляет 40-50 тысяч снимков, на которых не только выразительные портреты, но и пейзажи улиц нашего города. Наверное, в каждой новгородской семье найдется хотя бы один снимок с тисненой надписью «Фотография А.Ф. Глазачева. Собственный дом в Новгороде. Летом – парк Старорусских минеральных вод».

Алексей Федорович Глазачев – кто же он? Людям, искушенным в деле фотографии, краеведам, да и просто увлеченным историей родного города, это имя, конечно, знакомо. Но подробностей биографии этого удивительного человека сохранилось совсем немного. Фактически, все, что мы знаем о нем – это штрихи, зарисовки, фрагменты. Неизвестна ни точная дата его рождения, ни точная дата смерти. Нет ни одного его портрета, и мы не можем представить себе, каким он был. Но сохранились его работы, в каждую из которых вложена частичка его души.

Считается, что родился Алексей Федорович в 1857 году. В Новгород он приехал из Архангельской губернии, и в 1882 году основал здесь собственную фирму. Его фотосалон располагался на Знаменской улице в собственном доме. Было и отделение салона в Старой Руссе, куда Глазачев ездил каждое лето на минеральные воды. Здесь, на курорте героями его фотографий становилась публика из Москвы, Петербурга и других городов. Фотосалон семьи Глазачевых просуществовал до 1930 года, дело Алексея Федоровича продолжила его невестка – Анна Николаевна. После войны и ее следы были утеряны. Династия Глазачевых прекратила свое существование...

Нет никакой информации о том, был ли Глазачев членом какого-либо фотографического общества. Но, судя по уровню его мастерства и разнообразию сюжетов, он вполне мог бы претендовать на место в ряду выдающихся фотографов России.

Не имея таких технических возможностей, как сейчас, с одинаковым мастерством А.Ф. Глазачев снимал архитектуру, фресковую живопись, городской пейзаж. Накануне XV Археологического съезда была открыта фотовыставка, приуроченная к открытию съезда. Газета «Новгородская жизнь» в номере от 29 июля 1911 года: «А.Ф. Глазачевым открыта в своем доме выставка фотографических снимков с церквей, с различных церковных древностей, с памятников Новгородской старины и всевозможных видов Новгорода. Снимки г. Глазачевым, как специалистом по фотографии, сделаны безукоризненно, артистически, даже трудные снимки с фресок, образов, утвари, иконостасов и т. п. Выставка, несомненно, интересна, особенно для приезжего человека. Вход на выставку бесплатный...».

Скончался Алексей Федорович Глазачев около 1922 года, и точная дата его кончины неизвестна. Создатель уникальной галереи лиц и видов Новгорода нашел свой покой под сенью старых лип Рождественского кладбища.

 
Автор: Мария Курбанова
 

Нет комментариев

Добавить комментарий